Folly

Алекс О, 2021

Пожар, произошедший в типичном панельном доме, не смог вызвать панику. Вместо этого он послужил началом цепной реакции, которая навсегда изменила и запутала жизни главных героев. С другой стороны, это происшествие помогает раскрыть их истинные мотивы и желания. Ведь события, влияющие на их выбор, произошли сотни лет назад. «Folly» пытается разговаривать с читателем, погружая его в стремительное повествование. На страницах можно найти скрытый подтекст событий, действий или даже размышлений, которые неминуемо приведут читателя к непредсказуемой развязке. События, произошедшие в разных эпохах, удивительно тонко переплетаются и перекликаются с сюжетами наших дней. Это книга-приключение, призванная не только развлечь вас, но и вызвать желание обнаружить что-то новое или даже по-другому посмотреть на мир.

Оглавление

Глава 7

Он уже давно перестал считать, сколько прошло времени. После второго или третьего вызова диспетчер перестал выходить на связь. На единственный вопрос, волновавший Пашу, ответ следовал очень короткий, непонятный, без всякой надежды на разъяснения: «Ожидайте». А что ему ещё оставалось делать? Но ведь как раз неизвестность и убивает. Паша пробовал кричать. Кто-то из съёмочной группы — кажется, это был администратор — его услышал и обещал, что ускорит работу коммунальщиков. Паше в это слабо верилось. Ах ты, мелкий засранец, больше ни одной смены не дождёшься! Он и сам особо ничего бы не сделал, будь он сейчас на лестничной клетке после продолжительных съёмок, тем более что диспетчер всё-таки соизволил ответить. Не-е-ет, Павел бы сел в машину, поставил спокойную музыку. Паша любил представлять езду по серпантину. Узкая, идеально ровная двухполосная дорога, словно пристроенная к отвесным скалам, с поворотами на сто восемьдесят градусов и абсолютно пустынная. Ты как будто на игрушечном треке, с которого нельзя свернуть. С одной стороны стеной высится горная порода, с другой — обрыв. Тебе только и остаётся вовремя снимать ногу с педали газа и сильно не жать на тормоза, иначе колодки не выдержат и твоя машина превратится в вагонетку. Многим не нравилась такая дорога, и они хотели как можно быстрее её проехать. Но зачем? Паша никогда не понимал таких людей. Он, наоборот, выбирал маршрут, где обязательно была дорога вдоль моря, чтобы наслаждаться не только бескрайним сине-зелёным пространством, но и ощущать себя. Да, именно ощущать. Только когда ты видишь красоту природы, осознаёшь её величие, ты понимаешь, насколько твои повседневные проблемы никчёмны. Насколько бессмысленны твои переживания о том, что актёр задерживается, камеры не могут «свести» вовремя или что предстоит перемонтаж из-за того, что «концепция» заказчика поменялась. Только после того как ты осознаешь, насколько ты мал в этом мире, насколько незначительна твоя роль в нём, тебе захочется жить.

Паше и сейчас хотелось жить, точнее, выжить.

«Где они, чёрт бы их побрал?»

Ему было очень-очень некомфортно. Темнота, душный маленький лифт. А самое главное — он замкнут! Полностью соединён по периметру, снизу, сверху. Как сюда вообще поступает воздух? Воздух! Вот чего становилось всё меньше. А может, он вообще закончится? Так, главное — не паниковать: говорят, из-за этого тратишь больше кислорода и он может закончиться. Без вариантов, без вариантов! А если представить, на какой высоте он сейчас висел, полагаясь только на пару тросов… Кстати, сколько они могут выдержать? Чем больше Паша сидел в этой коробке, тем чаще слово «гроб» возникало у него в голове, но он сразу же переключался на что-то другое… А что если…

Послышались неспешные шаги.

— Есть кто в лифте?

— А сами-то как думаете? — не выдержал Паша.

— Не переживайте! Ещё несколько минут — и мы его запустим. Когда же всё-таки проведут капитальный ремонт? Надоело уже каждые две недели выезжать.

Хоть в чём-то они не обманули. Действительно, после глухих ударов в шахте, каких-то металлических переключений лифт пусть и нехотя, но поехал-таки вниз. И вдруг снова остановка. Павел надеялся, что он уже на первом этаже. Или нет? Да что такое-то, почему эти придурки никак не могут вызволить его отсюда?! Никто не ответил, повисла секундная пауза, но всё-таки лифт подчинился нехитрым манипуляциям механиков, и ему пришлось выпустить пленника. С вратами рая это, конечно, не сравнить, как бы они ни выглядели, а вот луч света в конце тоннеля — вполне подходящая метафора для данной ситуации. Павел прямо-таки выпрыгнул из своей тюрьмы. Вставая, он поймал снисходительные взгляды инженеров.

— С возвращением!

Павел всё ещё с жадностью поглощал воздух.

— Эй, вы как? Скорую вызвать?

— Всё-всё. Всё нормально, нормально. — Дыхание медленно восстанавливалось, лёгкие получали то, чего так долго ждали.

— Ну и отлично. Тогда счастливо! — Ремонтники начали разворот к выходу.

— Подождите, я всё же спрошу. А вы ко всем так долго едете? Я имею в виду, что кому-то сегодня всё-таки может потребоваться помощь.

— Да, сегодня какой-то сумасшедший дом. Тут недалеко случился пожар, так пока там проверяли… У нас, знаете ли, нет возможности к каждому лифту приставлять бригаду.

Ребята явно расстроились. Ладно, получайте:

— В любом случае спасибо! Надеюсь, больше не увидимся.

Суровые парни удалились, чтобы спасать других страждущих… Или просто пошли обратно в свою каморку — смотреть русские сериалы.

Итак, всё хорошо. Ничего необычного, значит, всё получилось. Так, проверим мобильник. Странно, номера, который искал Павел, в списке пропущенных не оказалось. Может, в сообщениях? Тоже мимо. Ладно, начинаем с последних.

Помпеи

17 мая 1824 г.

Два брата уже целых полчаса искали затерянный город. Казалось, что их обманули и он заново был погребён под пеплом. Ответы идущих мимо местных жителей не помогали — те упорно указывали им в сторону Неаполя. Карл и Александр были в курсе непрекращающихся волнений, в том числе и с участием тайных обществ. Если они и нечасто проявляли себя в реальных действиях, то уж бурление-то в умах можно было услышать, проходя мимо любой таверны. А чего можно было ожидать при столь стремительной смене власти и интригах на самых высоких уровнях? На данный момент вновь созданным государством — Королевством обеих Сицилий — правил Фердинанд I, вернувшийся из изгнания, в котором пребывал до тысяча восемьсот шестнадцатого года. Все эти события не могли не беспокоить: ещё были свежи неприятные воспоминания о Мюнхене, где Карл сильно заболел, и судьба его была тогда неясна.

Они с братом приехали в эти края совсем за другим — впитывать в себя новые краски, запахи, чувства, и уж если испытывать переживания, то только те, которые помогают творить, а не впадать в депрессию. Да и обязательств перед Обществом никто не отменял. И вот наконец нашёлся человек, который показал небольшой холм в отдалении. «Это и есть Помпеи?» — удивились поначалу братья. Судя по всему, их ожидания были сильно завышены. «Всё так», — равнодушно ответил прохожий и пошёл дальше, старательно укрываясь от палящего солнца в тени редкой растительности. Через какое-то время они были на месте. На самом деле, это и вправду было совершенно не то место, каким они его представляли. Им показалось, что сейчас они окажутся в машине времени.

Было бы глупо думать, что те же самые Колизей или замок святого Ангела вызывали менее сильные чувства. Просто они были абсолютно другими. Упомянутые монументы были уже вписаны в новый городской ландшафт и вполне успели с ним сродниться. В Помпеях же каждый удар киркой, каждый взмах лопатой, каждый аккуратный стук молоточком по-прежнему открывал новую историю. И братья хотели — нет, жаждали — стать её частью.

— Buona sera![3] Подскажите, где мы можем найти синьора Ардити? — спросили они у попавшегося на глаза рабочего.

Тот указал на небольшого мужичка, стоявшего поодаль. Впрочем, его жест был излишен, так как хранителя королевского музея в Портичи Микеле Ардити было хорошо слышно даже на таком расстоянии. Он что-то пытался разъяснить группе из троих землекопов. Карл был уверен в присутствии нецензурной брани, поэтому в слова особо не вслушивался. Александр, интересовавшийся больше архитектурой, нежели живописью, уже давно навёл справки про этого искусствоведа. Вывод последовал однозначный — перед ними был человек, полностью посвятивший себя труду под названием Помпеи. Не без счастливого случая, конечно.

Дело в том, что в тысяча восемьсот восьмом году в Неаполе обосновался Иоахим Мюрат, женатый на сестре Жозефа Бонапарта Каролине. Она-то и стала той искрой, которая по-настоящему возобновила интерес к раскопкам. Прежде всего территория была чётко определена, чтобы всяким псевдоискателям сокровищ неповадно было разграблять бесценные богатства древней цивилизации. Далее, пользуясь всё тем же покровительством жены короля, Микеле Ардити удалось увеличить число работников до тысячи человек. Были также организованы маршруты, на которых экскурсантов сопровождали гиды. Внёс он свой вклад и в технологию раскопок. До него при раскопках предпочтение отдавалось количеству, а не качеству, и зачастую то, что откапывали, уже на другой день вновь засыпали ради новых открытий. Сначала хранителем музея были предложены живые цепочки из людей, которые самым бесхитростным образом перемещали землю. И один из образованных подобным образом холмов смутил Карла и Александра. Чуть позже, в тысяча восемьсот одиннадцатом году, землю уже централизованно свозили на тележках на купленную для этих целей дополнительную территорию.

Вместе с поражением Наполеона в очередной раз были сведены к минимуму и попытки продолжить раскопки. Число землекопов упало до двузначного числа, качество работ было низким, отсутствовала заинтересованность в результате. Кто знает, может, новый король, Франциск I, о котором всё чаще говорят как о преемнике, всё изменит? Чтобы поддержать хоть какой-либо интерес к античному городу, Микеле разрешил рисовать картины прямо на территории. Именно поэтому он очень обрадовался встрече со столь одарёнными художниками. Надежда на то, что они и такие же, как они, прославят в своих работах и его труд, никогда не покидала Ардити.

— О, buona sera, signori![4] — восторженно воскликнул руководитель раскопок. — Как я рад, что вы наконец добрались! Прошу меня простить за манеры, просто эти, с позволения сказать, люди не хотят понимать всей важности нашей работы. Вот поглядите, что они сделали с фреской! Не видите? И правильно, посмотрите на пол. Они так сильно ударили по ней, что её большая часть теперь под ногами валяется. Надо, кстати, попробовать её собрать. Может, для музея Неаполя сгодится. Разве так можно?! Этим стенам больше полутора тысяч лет. Природа нам их сохранила, а мы так кощунственно относимся к выпавшей нам возможности. Эх… — горько вздохнув, чуть сгорбленный, практически облысевший мужчина поник головой и замолк. Молчали и Карл с Александром, искренне переживая по поводу случившегося.

— Да что это я? На самом деле у нас действительно есть что посмотреть. Готовы начать погружение в прошлое?

Братья охотно ринулись созерцать руины, которые когда-то были процветающим городом. В воображении Карла разыгралось бесчисленное количество сцен, происходивших во II веке до нашей эры. Люди выбирали предметы утвари в лавках, находившихся прямо рядом со входом в их дома. Вели беседы в тавернах, покупали продукты, ходили на службы в храмы, слушали ораторов на площадях. Повсюду стоял людской гул; то где-то скрипнет колесо у проезжающей повозки, а вот за углом какой-то ремесленник куёт железо. Похожий звук вернул художника в реальность. Они как раз проходили место, где рабочий уже более бережно наносил удары молотка по резцу, тем самым открывая новый фрагмент фрески.

Дома, созданные воображением Карла, наполненные светом, изяществом, радушием, превратились в бездушные квадратные коробки из кирпича. Обшарпанные колонны, некогда державшие своды зданий, сейчас буквально подпирали собой небо. Братья оба заметили это — всё их существо наполнила убийственная тишина этого места, которую не могли потревожить даже звуки, сопровождавшие работы. Сейчас оно пустое. Бездушный камень давил на них с необъяснимой силой, вызывая тоску и жалость. А то и ужас перед виновником ужасной трагедии.

Микеле вывел их на площадь, на которой располагались храмы, торговые площади, термы. Другими словами, это был центр. Центр былой жизни. А сейчас это пустырь перед храмом Юпитера. Прямо за ним возвышался Везувий. Когда они только были на пути к Помпеям, вулкан не казался Карлу таким опасным и угрожающим. Глядя вокруг, невозможно было понять всю силу, которая в какой-то момент вырвалась наружу и снесла всё на своём пути. Всё это видимое процветание оказалось бессильно перед природой, перед её стихией, а может быть, и прихотью. С ней невозможно договориться, даже вступить в диалог: это просто данность, с которой человек не в силах совладать. В такие моменты особенно чётко видна грань между человеческим эго и его возможностями. Насколько же человек пока слаб и мелок перед величием природы: какая-то гора сначала позволила людям существовать в этом месте, а потом в одночасье вдруг изменила своё решение.

–…В ближайшее время планируем начать раскопки — вот тут, сразу за храмом Юпитера. А также пойти дальше по via di Mercurio. Ну и сам форум нужно в порядок приводить, постройки здесь все имеют разное назначение, поэтому они бесценны для знакомства с укладом жизни того времени, — с момента старта их импровизированной экскурсии Ардити не переставал рассказывать о своих планах и достижениях на раскопках. Можно было подумать, что он знает здесь буквально каждый кирпичик. — О, вижу, вы заинтересовались храмом. Давайте немного пройдём и встанем ровно посередине форума. Так, а теперь посмотрите на храм. Видите — слева арка. Нам кажется, что она здесь не случайна. Если, глядя на неё, поднять глаза вверх, то вы упрётесь взглядом точно в жерло вулкана. Как будто здесь они делали выбор, кому поклоняться. Язычники, что с них взять…

«Если это так, то с выбором они явно ошиблись», — подумал про себя Карл и задал вопрос, который не раз приходил ему в голову по дороге сюда:

— Подскажите, а куда деваются найденные в этих роскошных домах и виллах, не говоря уже о храмах, вещи? Ведь, насколько мне известно, город был погребён в считаные часы. Вряд ли жители, которые спаслись, могли вынести с собой абсолютно всё.

Возникла неловкая пауза. Даже Александр оторвался от изучения лепнины на очередной колонне и повернул голову к собеседникам. Причин столь неудобной ситуации было несколько.

Начать с того, что Микеле был прекрасно осведомлён о регулярном нашествии кладоискателей в эти места. Территория по его совету была определена, но не огорожена. О какой-либо охране не могло быть и речи: раскопки было не остановить. Он успокаивал себя тем, что его предшественник, Франческо ла Вега, тоже сталкивался с этой напастью.

— Большая часть находится в музее Неаполя. Также можете ознакомиться с трудом под названием «Les ruines de Pompei» архитектора Шарля Франсуа Мазуа. Он самым тщательным образом проводил опись всех важных находок. Его сама Каролина Мюрат пригласила.

Всё вышесказанное в целом было правдой. Микеле не упомянул лишь тот факт, что, учитывая общее безответственное отношение к найденным антикам, они с Мазуа часто сами занимались их перепродажей. А поскольку это граничило с преступными действиями, для совершения подобных операций было использовано множество посредников. Затем эти артефакты официально «уничтожались». Но и покупатели не были простыми смертными. Например, одним из клиентов был английский дипломат, сэр Уильям Гамильтон. Он очень скрупулёзно изучал вулканы Италии и, естественно, не мог отказать себе в желании заполучить сувениры из Помпей. Часть своей коллекции, в том числе и предметы, привезённые из Италии, он продал Британскому музею.

Где-то в глубине души — там, где, как говорят, находится совесть, — Микеле всё-таки испытывал угрызения и вину перед обычной публикой. Ведь ей никогда не суждено было увидеть то, что находится в частных коллекциях по всему миру. А там были поистине преинтереснейшие вещицы. В какой-то степени он компенсировал свои переживания тем, что часть вырученных от продажи реликвий средств шла на продолжение раскопок.

Посетители были утомлены не столько долгой прогулкой, сколько вихрем переполнявших их чувств. При этом Карлу виделись ожившие сюжеты из будничной жизни обитателей города. Александр в большей степени интересовался лепкой, произведениями скульптуры. Он очень сожалел, что из-за непрофессионального отношения к делу все вторые этажи зданий были разрушены. Поэтому в голове у него то и дело возникала мысль о проектировании раскопок того или иного строения. Поблагодарив смотрителя за столь содержательный рассказ, братья решили остановиться на ночь в Портичи. Устроившись в отеле, Карл и Александр встретились за ужином. Наслаждаясь морепродуктами, смакуя местное белое вино, они делились сегодняшними впечатлениями:

— Если честно, я прослушал как минимум половину из того, что он нам говорил, братец, — говорил Александр. — Я до сих пор поверить не могу, что хожу по руинам древней цивилизации. Вначале вмиг уничтоженной, а затем законсервированной одними и теми же силами природы. Будто кто-то хочет нам показать что-то. Донести какую-то глубокую мысль.

— Это как же нужно было нагрешить, чтобы заслужить такое наказание? Я с тобой соглашусь: сегодня новые чувства посетили и меня. Я полон творческой энергии, которую просто жажду выплеснуть на холст.

— Мне кажется, что это место сможет сделать успешными нас обоих.

— Уж не думаешь ли ты, что мы должны здесь остаться? — удивился Карл. — Я, конечно, ещё не справился с волнением, испытанным днём, но у нас же есть обязательства перед Обществом. Иначе сие спонтанное решение может стоить нам пенсиона.

— Вовсе не обязательно лишать себя этого полезного довеска. Мы просто внесём свой вклад в то, что впишет нас в историю. Лично я завтра непременно спрошу о возможности остаться если не на всё время, то уж точно на несколько недель, а то и месяцев, чтобы быть связанным с раскопками. Разве ты не видишь: мир сейчас на стыке направлений. Классицизм, ренессанс — все их элементы можно найти в античности. Она — путь ко всему. Сейчас совокупность направлений становится попыткой осуществить настоящий переворот. Люди жаждут новых идей, а где, как не здесь, в настоящей колыбели цивилизации, мы сможем дать волю нашим чувствам и с новой силой раскрыть наши таланты?

Карл начал обдумывать сказанное братом и во многом с ним согласился… Действительно, если уж удивлять сейчас, то масштабом. Он сразу вспомнил то чувство, которое посетило его в Помпеях. Ему тут же захотелось взять мольберт и начать творить. Неважно что, главное — творить. Но в следующий момент он почувствовал страх перед этой грозной горной породой, готовой в любую секунду его поглотить. Сейчас ему невозможно тягаться с ней. Слишком рано.

— Не думаю, что это хорошая идея, — немного подумав, начал он, отведя взгляд от еды куда-то в сторону.

— Опять ты за своё! Неужели твои последние работы в академии ещё не убедили тебя в том, что ты гений? Или тебе напомнить, как твоего «Нарцисса» сравнивали с «Нарциссом» самого Караваджо?

Карл и так помнил эту картину до последнего взмаха кисти. И тот день, когда он на берегу Чёрной речки, среди густой зелени деревьев, нашёл свой сюжет, который пришёлся по душе его учителям. Единственное отличие, помимо техники, от гения эпохи Ренессанса было то, что Караваджо демонстрировал внутренний мир любого человека. Чёткая грань между реальной жизнью и душой была определена как край берега. У Брюллова в картине, выполненной по всем академическим требованиям, было показано общение человека с природой. Техника передачи света, которая открылась художнику во время написания, была по-настоящему новаторской. Карл её совершенствовал в своём шедевре «Итальянское утро», который написал в прошлом году.

— Дорогой Карл, только представь, сколько всего мы могли бы здесь создать! Находясь на раскопках, я бы мог предлагать тебе сюжеты и сообщать последние новости о восстановлении построек. Это действительно был бы заметный труд. Рано или поздно город всё равно откопают, и интерес только возрастёт.

— Словно писать в будущее?

— Именно.

— Так просто мне это не осилить.

На эти слова Карла Александр хотел было уже что-то возразить, но тот поспешно добавил:

— Мне нужна практика. Начать хотя бы с копирования чего-то такого же значимого, огромного. Думаю, что Ватикан с этим поможет.

Карл снова погрузился в свои мысли. Он не хотел, чтобы его работу сравнивали с другими, уже написанными произведениями. Ему действительно нужен был какой-то сюжет. Но что это? Он что, уже начал обдумывать возможные варианты?

— Надо это сделать — и с пользой для нас, Саш. Если не удастся вызвать эйфорию у достопочтенной публики, нужно будет найти быстрый вариант продажи картины.

— Уверен, мы легко найдём массу вариантов среди «русского Рима». В столице постоянно устраивают званые вечера и балы. Нам нужно лишь сердечко, которое затрепещет от величия нашего замысла. В любом случае это поможет увеличить число заказов.

— Значит, ты уже всё решил? — всё ещё колебался Карл.

— Мы решили, братец мой милый, мы.

Примечания

3

Добрый вечер! (итал.)

4

О, добрый вечер, синьоры! (итал.)

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я